Басылымдар

Alisher Tleubayev, 2021-2022 GERC Research Fellow
Short and Medium-term Impact of the COVID-19 Pandemic on the Work Outcomes of Men and Women: Empirical Evidence from Central Asia
This study provides empirical evidence on the relationship between COVID-19 pandemic and work
outcomes of men and women in the case of Central Asia, region with under-established formal institutions, relatively poor social infrastructure, and mostly patriarchal society. These features of Central Asian countries make them different from other developed countries that vast majority of existing literature on COVID-19 pandemic and work outcomes nexus focus on.
Майгуль Нугманова
Гендерлік экономиканы зерттеу орталығының төрайымы (GERC) Майгуль Нугманова Қазақстан Республикасының Қаржылық нарықты реттеу мен дамыту агенттігінің баспа қызметіне COVID-19 пандемиясының гендерлік-дифференциалды ықпалы туралы сұхбат берді.
Alisher Tleubayev, 2020-2021 GERC Research Fellow
Gender (in)equality in Kazakhstan before Covid-19 Pandemic
Most of the unpaid work, the amount of which increased during the lockdown period, fell on the shoulders of women. Before trying to analyze to what extent the Covid-19 related measures had widened the gender inequality in Kazakhstan, it is useful to recall the situation with gender inequality even before the pandemic.
Мика Меурс, Майгуль Нугманова, Айжан Салимжанова
Исследователи совместно с международным экспертом центра опубликовали статью по занятости женщин на рынке труда и уход за детьми
Майгуль Нугманова
Интервью с Руководителем Центра исследований гендерной экономики (GERC) Майгуль Нугмановой было опубликовано международным информационным агентством "kazinform" на тему "Проблема в неоплачиваемой работе в домохозяйстве"
С текстом интервью можно ознакомиться, перейдя по ссылке
Стипендиат 2018–2019 гг. Кенжегулова Гаухар

«Gender Statistics: Gender Imbalance in Higher Education» (Гендерная

статистика: гендерный дисбаланс в высшем образовании).

В статье исследуется вопрос недопредставленности женщин в высшем руководстве высшего образования (ВО) в Казахстане. Исследовательский вопрос статьи: «Почему женщин на руководящих должностях в высших учебных заведениях Казахстана меньше, чем мужчин?»

Текущее направление большого интереса к гендерной асимметрии в образовании поддерживается большим интересом исследователей к барьерам так называемого «стеклянного потолка» для женщин с точки зрения достижения более высоких руководящих должностей. Некоторые исследователи предполагают, что женщинам практически невозможно преодолеть скрытые препятствия в системе образования (Остапенко А.Б., 2014). Данная работа исследует и другие факторы, которые требуют более внимательного рассмотрения.

Стипендиат 2020–2021 гг. Табаева Альмира
«Проблемы казахстанских матерей-ученых и возможные изменения в политике правительства»
Исследование посвящено изучению гендерного различия в системе высшего и послевузовского образования, где исследователи, являющиеся также матерями, так называемые «ученые-матери» (motherscholars), остаются в невыгодном положении. Они вынуждены публиковаться меньше, чем их коллеги, и совмещать несколько ролей, в особенности в неопределенные времена пандемии COVID-19. В последние годы в Казахстане наблюдается резкое увеличение количества докторантов, не завершивших свое обучение. В особенности данная участь постигает чаще матерей-ученых в связи с недостаточной поддержкой со стороны правительства.

Несмотря на то, что доля женщин в научных исследованиях увеличивается, гендерное неравенство остается на прежнем уровне, и женщины по-прежнему уступают мужчинам по количеству публикаций и цитирований. Гендерный дисбаланс, к слову, имел место в семьях ученых еще задолго до карантина. Сейчас же в свете пандемии актуальность проблемы значительно возросла: женщины вышли из своей роли ученых и вошли в роли матерей.

Стипендиат 2019–2020 гг. Айгерим Кусайынкызы

«ABOUT WOMEN’S UNDERREPRESENTATION IN SCIENCE

НЕДОПРЕДСТАВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН В НАУКЕ)»

Цель исследования – изучение факторов, которые предсказывают интерес студентов к изучению областей науки, техники, инженерии и математики (STEM) в зависимости от их

социально-экономического положения. Результаты анализа ответов на опрос 109 студентов девушек технических специальностей показывают, что опыт обучения в STEM положительно связан с интересом студентов к изучению областей STEM. Ожидаемые результаты и убеждения в собственной эффективности положительно коррелируют со студентами, вступающими в области STEM, но не различают их интересы в областях обучения.

Методология – с практической точки зрения были использованы самые популярные варианты опросов: анкеты и интервью.

Оригинальность / ценность исследования – для изучения этого потенциального эффекта была использована теория самоопределения, чтобы определить, как контекст обучения влияет на социальные и мотивационные результаты программы STEM для молодежи с недостаточным уровнем обеспеченности услугами.

Результаты исследования – усилить инструментальную роль позитивного восприятия учителей учителями в поощрении более желательной самостоятельной мотивации для участия в программе STEM. Кроме того, программы STEM должны учитывать и интегрировать новые подходы, которые смягчают негативное влияние установленных структур и процессов на мотивацию учащихся для этих программ и, возможно, интерес к карьере STEM.

Стипендиат 2019–2020 гг. Акбопе Мыркасымова
«Gender differences in life expectancy in Kazakhstan in 2018»
Public health policy efforts to reduce excess mortalities from cardiovascular disease, external causes, and diseases of respiratory system among males, and neoplasms and diseases of digestive system among females might narrow the gender gap in life expectancy in Kazakhstan and its regions. In addition, there is high demand for focus on social and economic determinants of the gender gap in mortality, followed by the formation of better policies in narrowing the gender gap in the use of preventive medical care, behavior towards their own health and access to health care and treatment.
Стипендиат 2019–2020 гг. Амина Гасанова

“HUMAN RESOURCE MANAGEMENT AND GENDER PAY GAP: EVIDENCE

FROM KAZAKHSTAN”

An effective Human Resource Management system is crucial for creating an innovative and flexible organization. Studies have shown that employers are more inclined to encourage men with families to pay more than women. As a result, gender pay-gap issues are arising, which have negative influences on employees’ motivation and well-being (especially female employees). Resource-based view specifies numerous arguments highlighting optimistic organizational results due to the right HRM system.

Стипендиат 2018–2019 гг. Сатпаева Зайра
«Женское предпринимательство в Казахстане: состояние и перспективы»

Исследование посвящено изучению состояния женского предпринимательства в Казахстане и разработке рекомендаций по его развитию.

Актуальность темы исследования. Исследователи подчеркивают возрастающую роль экономического потенциала женщин и их вклада в социально-экономическое развитие страны [1; 2, с. 21]. Расширение экономических возможностей женщин является важным фактором достижения гендерного равенства, борьбы с бедностью среди женщин и решения проблемы женской безработицы [3, с. 98; 4, с. 104; 5]. Расширение экономических прав и возможностей женщин не устраняет гендерное неравенство, но имеет важное значение. Для повышения эффективности женского предпринимательства в республике и определения приоритетных направлений его развития необходимо глубокое изучение всех аспектов женского бизнеса. Объективное исследование процессов формирования и функционирования предприятий, возглавляемых женщинами, позволит верно обосновать ключевые направления предпринимательской деятельности в стране.

Стипендиат 2018–2019 гг. Киреева Анель
«Гендерный разрыв в оплате труда (Gender Pay Gap)»

Актуальность данного научного исследования связана с тем, что сегодня женщина активно развивается и выходит за пределы семейной среды. Нынешнее положение казахстанской женщины на рынке труда характеризуется тем, что женский труд очень востребован, но его оплата остается на низком уровне. Поэтому для Казахстана гендерный разрыв в оплате труда был и остается основной «женской гендерной проблемой». 

Женский труд имеет свои специфические черты, главные из которых обосновываются в преобладании представлений о «женских профессиях» и в «двойной ответственности» женщин. В этой связи появляется необходимость в воспроизводстве гендерных стереотипов, определяющих и в корне меняющих отношение к женской рабочей силе не только на макро, но и на мезо и микроуровнях. При этой важной проблемой остается то, что необходимо найти адекватные методы и способы воздействовать на мотивацию руководителей компаний и наемных работников.

Целью данного научного исследования является анализ существующих концепций гендерных стереотипов и гендерных различий в оплате труда, выявление детерминантов гендерных разрывов в заработной плате, а также оценить уровень дискриминации женщин Казахстана и сравнить полученные выводы с оценками, полученными в других работах.

Стипендиат 2018–2019 гг. Ануар Ассамиданов
«Grandparental Childcare and Mother’s Labor Force Participation – Evidence from Russia» (Уход за детьми бабушками и дедушками и участие матери в рабочей силе – данные из России»).
В документе излагаются предпосылки того, почему так важно изучать участие матери в рабочей силе с точки зрения неформального и формального ухода за детьми. Зависимость работающих матерей от бабушек и дедушек, именуемая в данном документе неформальным уходом за детьми, и платных услуг по уходу за детьми, которые в данном документе называются формальными, играют огромную роль в благополучии их семей. Таким образом, важно определить положение ухода за детьми в обществе и его влияние не только на детей, но и на их родителей. Документ исследует различные характеристики семьи в зависимости от образования родителей, возраста ребенка, статуса занятости и типа населенного пункта. Принимая во внимание эти параметры, в работе было определено влияние формального и неформального ухода за детьми на предложение труда матерей маленьких детей.