Білім беру бағдарламаларының тізімі
Қос дипломды бағдарламалар
Шетелдік және резидент емес
Экономика және менеджмент мектебi
Құқық және мемлекеттік басқару мектебі
Цифрлық технологиялар мектебі
Студенттерге
«Gender Statistics: Gender Imbalance in Higher Education» (Гендерная
статистика: гендерный дисбаланс в высшем образовании).
В статье исследуется вопрос недопредставленности женщин в высшем руководстве высшего образования (ВО) в Казахстане. Исследовательский вопрос статьи: «Почему женщин на руководящих должностях в высших учебных заведениях Казахстана меньше, чем мужчин?»
Текущее направление большого интереса к гендерной асимметрии в образовании поддерживается большим интересом исследователей к барьерам так называемого «стеклянного потолка» для женщин с точки зрения достижения более высоких руководящих должностей. Некоторые исследователи предполагают, что женщинам практически невозможно преодолеть скрытые препятствия в системе образования (Остапенко А.Б., 2014). Данная работа исследует и другие факторы, которые требуют более внимательного рассмотрения.
Несмотря на то, что доля женщин в научных исследованиях увеличивается, гендерное неравенство остается на прежнем уровне, и женщины по-прежнему уступают мужчинам по количеству публикаций и цитирований. Гендерный дисбаланс, к слову, имел место в семьях ученых еще задолго до карантина. Сейчас же в свете пандемии актуальность проблемы значительно возросла: женщины вышли из своей роли ученых и вошли в роли матерей.
«ABOUT WOMEN’S UNDERREPRESENTATION IN SCIENCE
НЕДОПРЕДСТАВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН В НАУКЕ)»
Цель исследования – изучение факторов, которые предсказывают интерес студентов к изучению областей науки, техники, инженерии и математики (STEM) в зависимости от их
социально-экономического положения. Результаты анализа ответов на опрос 109 студентов девушек технических специальностей показывают, что опыт обучения в STEM положительно связан с интересом студентов к изучению областей STEM. Ожидаемые результаты и убеждения в собственной эффективности положительно коррелируют со студентами, вступающими в области STEM, но не различают их интересы в областях обучения.
Методология – с практической точки зрения были использованы самые популярные варианты опросов: анкеты и интервью.
Оригинальность / ценность исследования – для изучения этого потенциального эффекта была использована теория самоопределения, чтобы определить, как контекст обучения влияет на социальные и мотивационные результаты программы STEM для молодежи с недостаточным уровнем обеспеченности услугами.
Результаты исследования – усилить инструментальную роль позитивного восприятия учителей учителями в поощрении более желательной самостоятельной мотивации для участия в программе STEM. Кроме того, программы STEM должны учитывать и интегрировать новые подходы, которые смягчают негативное влияние установленных структур и процессов на мотивацию учащихся для этих программ и, возможно, интерес к карьере STEM.
“HUMAN RESOURCE MANAGEMENT AND GENDER PAY GAP: EVIDENCE
FROM KAZAKHSTAN”
An effective Human Resource Management system is crucial for creating an innovative and flexible organization. Studies have shown that employers are more inclined to encourage men with families to pay more than women. As a result, gender pay-gap issues are arising, which have negative influences on employees’ motivation and well-being (especially female employees). Resource-based view specifies numerous arguments highlighting optimistic organizational results due to the right HRM system.
Исследование посвящено изучению состояния женского предпринимательства в Казахстане и разработке рекомендаций по его развитию.
Актуальность темы исследования. Исследователи подчеркивают возрастающую роль экономического потенциала женщин и их вклада в социально-экономическое развитие страны [1; 2, с. 21]. Расширение экономических возможностей женщин является важным фактором достижения гендерного равенства, борьбы с бедностью среди женщин и решения проблемы женской безработицы [3, с. 98; 4, с. 104; 5]. Расширение экономических прав и возможностей женщин не устраняет гендерное неравенство, но имеет важное значение. Для повышения эффективности женского предпринимательства в республике и определения приоритетных направлений его развития необходимо глубокое изучение всех аспектов женского бизнеса. Объективное исследование процессов формирования и функционирования предприятий, возглавляемых женщинами, позволит верно обосновать ключевые направления предпринимательской деятельности в стране.
Актуальность данного научного исследования связана с тем, что сегодня женщина активно развивается и выходит за пределы семейной среды. Нынешнее положение казахстанской женщины на рынке труда характеризуется тем, что женский труд очень востребован, но его оплата остается на низком уровне. Поэтому для Казахстана гендерный разрыв в оплате труда был и остается основной «женской гендерной проблемой».
Женский труд имеет свои специфические черты, главные из которых обосновываются в преобладании представлений о «женских профессиях» и в «двойной ответственности» женщин. В этой связи появляется необходимость в воспроизводстве гендерных стереотипов, определяющих и в корне меняющих отношение к женской рабочей силе не только на макро, но и на мезо и микроуровнях. При этой важной проблемой остается то, что необходимо найти адекватные методы и способы воздействовать на мотивацию руководителей компаний и наемных работников.
Целью данного научного исследования является анализ существующих концепций гендерных стереотипов и гендерных различий в оплате труда, выявление детерминантов гендерных разрывов в заработной плате, а также оценить уровень дискриминации женщин Казахстана и сравнить полученные выводы с оценками, полученными в других работах.